переправа



Сгоревшее лето



Опубликовано: 16-11-2010, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Сгоревшее лето

 

До сих пор не развеялась тяжёлая память о лете. Началось с жары, которая пришла в середине июня. Ни капли дождя. Мы проводили первый тренировочный лагерь «витязей» в Починковском районе в конце июня в небольшом палаточном городке на берегу речушки, которая уже к этому времени обмелела и была по щиколотку. Как только всходило солнце, в палатках уже невозможно было дышать. К полудню всё раскалялось добела, трава выгорела. Дети спасались в тени больших деревьев и в небольшом пруду, что принадлежал приветливому пасечнику. Во время построений некоторые начали падать в обморок. Все мероприятия перенесли на вечер. Температура поднималась до 30 градусов и выше. Мы сократили лагерь. Вместо недели было пять дней. В день закрытия лагеря километрах в десяти появился первый дым над лесом. В июле второй расширенный лагерь «витязей» мы проводили в Ардатовском районе. Готовились к встрече патриарха. Два больших дома спасали от жары лучше, чем палатки. Но всё равно было очень жарко. Помогали два больших бассейна, которые накануне в лагерь привёз благотворитель. Все основные мероприятия проводили вечером или ночью. К концу июля пожары начались в Выксунском районе, что в 80 километрах от нас. Там горел лес. Потом сгорела деревня, за ней ещё несколько. В Выксунском районе появились первые жертвы. Мы отменили все мероприятия, и лагерь закончили за неделю до срока. Детей развезли по домам.


Когда крестным ходом 31 июля мы с прихожанами традиционно пошли в Дивеево на праздник батюшки Серафима, с жёлтого неба на нас медленно опускался пепел в виде крошечных прозрачных листьев. Этот пепел летел со стороны Сарова. В самом Дивееве в глаза бросилась собака, которая, спасаясь от жары, лежала в образовавшейся на месте прорыва трубы луже и виновато смотрела на прохожих.


В начале августа в нашем районе сгорела деревня Кавлей. Очевидцы рассказывали, что огонь подошёл со стороны поля и за полчаса уничтожил 25 домов. Огненный столб кидался от одного дома к другому, возвращался, охватывал пламенем то, что ещё уцелело. Было такое впечатление, что огнём кто-то управлял. К счастью, жертв не было. Люди прыгали в маленький прудик и там спасались от огня. Я был на месте пожара через неделю. Выгоревшие поля, почерневший лес. На перекрёстке дорог дежурила пожарная и милицейская машина. От мародёров и огня.


В соседнем селе с названием Гари в полуразрушенном храме отслужили молебен, я исповедовал и причастил около 20 человек. Они рассказали, как горела деревня Кавлей, как они сидели на крыльце своих домов с чемоданами и документами, чтобы успеть убежать от огня.


К счастью, пожар удалось остановить у самой кромки села, где в поле была специальная опаханная противопожарная полоса земли. Из телевизионных новостей мы узнавали, что пожары охватили всю нашу область и соседние регионы.


Горел Мордовский заповедник, огонь подошёл к Сарову, где расположен Всероссийский ядерный центр. Народ роптал и ругал правительство. Все знали, что буквально полгода назад была ликвидирована бригада МЧС, которая дислоцировалась в Цыгановке в нескольких километрах от Сарова. Ликвидировали её якобы в целях экономии.


Появился дым. Днём и ночью он стоял над Ардатовом и близлежащими деревнями.


В дневном небе висело солнце, которое было похоже на раскалённую металлическую болванку. Не было видно куполов храма, который находится на возвышении. Во мгле слышны были сирены. Это колонны пожарных машин из Москвы в сопровождении милиции шли через Ардатов к Сарову. Жара поднялась до 40–42 градусов. Даже ночью температура не опускалась ниже 30. Было трудно дышать. Коровы на ферме не хотели выходить за ограду, они лежали, ничего не ели, из глаз их струились слёзы.


Дома все окна мы завесили простынями и время от времени опрыскивали их из пульверизаторов, чтобы было прохладнее и дым не проникал в помещение. Спали в подвале, укрывались мокрыми простынями. Особенно тяжело было тем, кто жил в многоквартирных домах, где стены прогрелись насквозь. Когда ночью брал томик Псалтыри с полки, он был почти горячий. Не хватало воды. Только ночью она появлялась в кранах. Урожай в огородах погиб. Картошка уродилась размером с грецкий орех.


Даже в церкви, где обычно прохладно, невозможно было служить без вентилятора.


В народе бродили самые разные слухи. Рассказывали, что о многих аспектах трагедии официально не говорится. По слухам, в Выксунском районе погибли несколько пожарных расчётов вместе с машинами. Сгорел армейский танк, не сумев выбраться из огня. Погибли дети. Их находили под телами матерей, которые пытались их закрыть собою. Люди бежали вдоль улиц, а на их спинах горела одежда. Даже деревья вдоль берегов рек, где не было пламени, стояли практически полностью высушенные. Достаточно было искры, которая прилетала издалека, и всё дерево, как факел, сгорало за минуты. Очевидцы (в том числе и пожарные, и сотрудники МЧС) рассказывают, что в вихрях огня и огненных шарах над домами и деревьями они видели мелькающие фигуры каких-то существ, похожих на бесов, как их изображают на иконах и картинках. Удивительно и то, что в требниках не нашлось текстов молебнов против пожаров. Видимо, таких огненных продолжительных бедствий на Руси раньше не было. Да, сгорали города, горела Москва, ходили с иконами, но всё это заканчивалось достаточно быстро. Начинались дожди, огонь гас сам собой.


Этим летом особенно был страшен верховой пожар с ветром. Он нёсся по верхушкам деревьев со скоростью поезда. Пострадавшим от стихии людям власти выделили деньги, начали строить жильё. Мы в церкви тоже собирали одежду, деньги. Зимой будет большая проблема с кормом для скотины и картошкой. Цены на некоторые продукты поднялись почти на 100 %, а иногда и выше.


Читая Священное Писание, в частности апостола Павла, понимаешь причину происходящего вокруг. И общественных нестроений, и социальных бед, и недавнего лета, которое коснулось почти каждого своим опаляющим зноем. «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними» (Кол., 3:5–7).


То, что происходит вокруг нас, есть отражение нашего внутреннего естества. Наши души горят страстями, как горели леса России этим летом. Наши дела бесплодны, как сухие поля этого лета. Наши помыслы дымны и зловонны, как смог, стоявший над городами России этим летом. Очнёмся, посмотрим в зеркало этого мира и переменимся. Если хватит мужества, силы и веры. 

 

Протоиерей Михаил РЕЗИН

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №6-2010, Протоиерей Михаил Резин
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Сгоревшее лето"
Имя:*
E-Mail:*