переправа



Добро и зло в медицине



Опубликовано: 7-03-2010, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


Добро и зло в медицине

 

В скором времени «Переправа» готовит к изданию книгу известного пензенского врача-нейрохирурга Владимира Александровича Комарова «Добро и зло в медицине». Жанр этой книги достаточно редкий. Это – исследование-исповедь. В нём автор даёт глубокий духовный анализ всему нынешнему состоянию российского здравоохранения, подкрепляет выводы конкретными живыми примерами из врачебной практики, делится с читателями наболевшим. Он стремится рассмотреть мир врача сквозь призму христианской духовности, неотделимой от жертвенной любви к ближнему.

 

В. Комаров с великой болью говорит о том, что в медицине сегодня происходит поистине нечто страшное. Мертвящее дыхание капитала убивает в ней сострадание к больному – что к старому, что к молодому, порождает равнодушие и чёрствость. Исчезает земский чеховский доктор, творивший когда-то чудеса при помощи одного стетоскопа и кровопускания. Теперь больные в основном предоставлены самим себе. Повсюду – дефицит специалистов-практиков. Ряд врачей, в силу низкого уровня профподготовки, уже не в состоянии поставить правильный диагноз, определить болезнь и назначить правильный курс лечения. При этом в своих ошибках почти никогда не сознаются, слепо отстаивают свою «правоту», не слышат критики, не внемлют здравым доводам. Убив или искалечив пациента, не испытывают по этому поводу почти никаких угрызений совести. Гордыня, высокомерие, презрение к больному, увы, стали в их среде обычным явлением.

 

«Уровень квалифицированной врачебной помощи, – пишет автор, – снижается во многих районных больницах. Уменьшается внимание к больным, особенно к якобы деградировавшим людям. Врачи перестают искать истинную причину страданий больного и ничего не предпринимают для своевременного спасения жизни больного, тем более если у него нет беспокойных родственников. Ведомственная порука закрывает глаза на порочную практику того или иного доктора, не ищущего истинные причины болезни пациента, тем самым порождает и усиливает зло. Пациент длительно страдает или умирает».

 

«У докторов, – продолжает он, – появилось за последние годы мнение, и оно распространяется, как заразное Зло, по многим и многим больницам. Больной выжил – неплохо, умер – такова судьба. Зачем напрягаться, тратить силы, особенно в конце рабочего дня, искать причину тяжёлого состояния больного? Надо отдохнуть, а утром что-нибудь решим. Зачем заниматься «чужим» больным, не царское это дело. Исчезает чистота помыслов и действий в оказании помощи больному».

 

Однако наряду со справедливой и конструктивной критикой низкого уровня современной нравственности В. Комаров приводит также и примеры ответственного, высокопрофессионального и трепетного отношения медиков к больным. Читая его честный и предельно откровенный труд, испытываешь не только праведный гнев в отношении горе-эскулапов, но и светлую радость от того, что есть ещё на свете врачи от Бога, опытные, заботливые и любящие, и как хочется попасть со своими недугами именно в их надёжные руки!..

 

Через всю книгу проходит редкая для современных изданий мысль о том, что без Бога медицина обречена на вырождение. Весьма уместно приводятся в тексте прекрасные и вечные слова Священного Писания, сопровождаемые глубокими духовно-нравственными размышлениями.

Книга «Добро и зло в медицине» по силе духа, по любви к людям, по таланту и стилю изложения, по потрясающей фактуре, бесстрашной конкретике и злободневности – подлинный бестселлер, незаменимое пособие по духовному воспитанию всех молодых врачей.

 

***

 

Свет на Земле, по замыслу Творца, должен быть напоён благодатью Бога для людей и для прекраснейшей земной природы на вечные времена. Однако в наше человеческое бытие в Божью благодать добра внедрились силы зла. Изменились взаимоотношения людей между собой. После Всемирного потопа людское сообщество стало уязвимо и подвержено влиянию Сатаню (Князя мира сего). Процесс уничтожения добра наращивается с каждым десятилетием с вовлечением всё большей и большей массы людей во тьму зла. Исчезает постепенно светоносная энергия Творца в новых поколениях человека. Человек становится ловцом тёмной энергии, разрушающей человеческий организм на клеточном, молекулярном уровне или на уровне, пока совершенно непонятном для нас, – микромира взаимодействий атомов в биологических тканях. Наибольшие страдания человеку приносят болезни (порождение тьмы). Изменяется и уничтожается катастрофическими темпами природа. Человеческий организм также вырождается и имеет тысячи повторяющихся неискоренимых болезней. Болезни и травмы вновь и вновь разрушают человеческую плоть. 

 

Идёт борьба света и тьмы – противоположных энергий в человеческом теле. Растут духовные и душевные болезни в человечестве. Медицина, направленная на уничтожение болезней в человеке, стоит на страже добра, стараясь сохранить человека в первозданном виде как величайшее творение Бога. Однако сама медицина вовлекается во зло, принося человеку новые страдания. Врач обязан избегать злобного отношения к больному, обязан проявлять неустанно добро к нему, видеть злобное (неверное, неправдивое, обманчивое, ленивое, халатное и т.д.) в себе и в других. Исправляться вовремя, изгонять сатанинские наваждения в себе, идти к Богу. Бог видит спешащего к нему врача, помогает ему искать и находить истинную болезнь в человеке, особенно опасную для жизни, находить средства для спасения больного человека от смерти. А если врач не хочет понять опасную болезнь человека и доводит человека с недугом до смерти, не прикладывая никаких усилий для его спасения, – это страшное зло. В современной медицине есть все средства для постановки правильного и своевременного диагноза пациенту и средства для лечения начала каждой болезни. Трагедия больного человека от медицины заключается в том, что его болезнь зачастую диагностируется не вовремя. Или за счёт непонимания врача, или за счёт наложенной «печати» Князя мира сего на его душу и ум. Врач уходит от умирающего больного, не зовёт коллег, не советуется со специалистами или ставит неверный диагноз с равнодушным успокоением. Запущенных и умирающих больных везут и везут в областную больницу ежедневно из других больниц. Как будто эпидемия тьмы порождает это страшное явление в медицине, и нет средства от этого зла. Предназначение врача в сохранении здорового человечества на Земле огромно, но мы, медики, не всегда его выполняем. Нарушились и исчезают принципы в медицине в оказании необходимой помощи больным.

 

***

 

Добро и Зло очень остро ощущает больной человек. Болезнь заставляет человека думать о вечных ценностях бытия: о здоровье, о Боге, о состоянии тех людей, о которых он раньше никогда и не думал, о родных и друзьях, о жизни и смерти. Очень многие люди во время болезни начинают читать Библию, Евангелие, особенно женщины, родящие и хранящие род человеческий. Мать всегда боится смерти, ибо она сердцем чувствует, что наступит сиротство её детей, от этой мысли разрывается её сердце. С тревожной надеждой она смотрит на врача перед операцией как на спасителя её жизни, тайком смотрит на фотографии своих детей и внучат. Затем открывает Библию, читает. Врач, начав обход в палате, видит Библию в её руках и просит прочитать вслух то, что она читала про себя.

 

«Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». (Псалтырь, 38:4.)

 

Вместе с жалостью к этой остро переживающей свою тяжёлую болезнь женщине возникает и у самого врача тревога за исход собственной операции. Хирург начинает усиленно готовится к ней, прорабатывает все возможные варианты опасностей при операции, часто интуитивно чувствует, что нужна помощь Бога. Ответственность перед больным человеком возрастает. Врач ищет и программирует все свои действия для успешного завершения операции, для спасения жизни больному. Когда врач после операции отчитывается перед Богом в своих стараниях, тем самым он отчитывается перед больным и его родственниками.

 

Заболевший человек вдвойне страдалец, как никогда он нуждается в добре и истинной помощи, нередко он получает непоправимое зло в больнице.

 

Больная В., 18 лет, получила тяжёлую черепно-мозговую травму в состоянии умеренного алкогольного опьянения. В центре районного города она выпрыгнула (или её выбросили) из движущейся легковой автомашины. «Скорая помощь» доставила девушку в центральную районную больницу. Дежурный хирург, осмотрев покровы головы пострадавшей, выставил диагноз: «Ушиб мягких тканей головы. Алкогольное опьянение». Больная просила помощи у хирурга, так как испытывала острую головную боль и её беспокоила частая рвота. Врач отказал девушке в госпитализации, сказав: «Надо было меньше пить водку, не было бы головной боли и рвоты». Без обследования: рентгенографии черепа, клинического и неврологического осмотра, ультразвуковой скопии черепа; совета с другими дежурными врачами отправил больную домой. Дома у девушки рвота продолжалась, нарастала острота головной боли. Мать девушки (между прочим, медицинская сестра этой же больницы) забеспокоилась о состоянии дочери, в течение трёх часов несколько раз просила, умоляла врачей «скорой помощи» отвезти больную дочь обратно в больницу. Девушку привезли в худшем состоянии, чем при первом обращении. Тот же дежурный хирург наотрез отказался госпитализировать больную в травматологическое отделение. Мать больной с трудом упросила его положить дочь в любое отделение больницы. Больная была помещена в инфекционное отделение. Дежурные врачи больную ночью не осматривали. Проспав всю ночь, рано утром медицинская сестра инфекционного отделения увидела больную в состоянии глубокой мозговой комы. Больную перевели в отделение реанимации. Больная стала умирать. Был срочно вызван (опять по настоянию матери) нейрохирург из областной больницы. Нейрохирург приехал в девять часов утра. Специалист успел сделать ультразвуковую скопию черепа, определил смещение шишковидной железы от срединной локализации влево на двенадцать миллиметров. В это время произошла остановка сердца и смерть больной. Нейрохирург был поражён необычайной красотой девушки и был морально угнетён, потрясён, что редчайшей красоты женское Божественное создание умерло на глазах, так и не получив медицинской помощи.

 

Судебно-медицинское исследование выявило у пострадавшей: множественные переломы костей черепа, ушиб мозга, субарахноидальное кровоизлияние и большую внутричерепную субдуральную гематому, вызвавшую смертельное сдавление мозга. По всем канонам медицины больную можно было спасти, правильно поставив диагноз, и вовремя сделать трепанацию черепа с удалением внутричерепной гематомы (больная много часов одиноко боролась за жизнь, была в сознании, умоляла врача ей помочь, но врач был глух и нем). Девушка сейчас была бы жива, и для этого были все предпосылки в обеспечении ей нужного обследования и производства экстренной операции. Она создала бы семью, родила для семьи и Родины детей и прославила, возможно, себя талантами на радость нам, землякам, если бы не попала в руки врача-«изувера».

 

После случившегося врач, виновный в судьбе больной, не имел угрызений совести. Он не встал на путь духовного поиска истины и анализа совершённых им ошибок, не переживал душевно о смерти пациентки.

 

Были нарушены многие и многие принципы медицины. Врач обязан во время дежурства по приёму экстренных больных с разнообразной хирургической патологией и травмами организма ставить диагноз тяжёлой черепно-мозговой травмы, если с ней поступил больной. Однако врач никогда не учился неврологической диагностике травм нервной системы, хотя проработал уже много лет хирургом. Руководство больницы до этого и после этого случая не считало нужным послать врача на рабочее место в нейрохирургическое отделение для учёбы и усвоения знаний по экстренной нейрохирургии. Поэтому врач не может и не хочет ставить диагноз тяжёлой травмы черепа и головного мозга поступившему больному. Потому что руководство больницы не упрекнёт его в содеянном. Тогда кто же будет в духе преемственной традиции воспитывать врача в обязательном выполнении своего долга? Руководство больницы не может и не хочет заниматься этим, а вышестоящая власть, в свою очередь, не желает заниматься «рутиной» слежения и обличения низших руководителей. Больной человек как таковой выпадает из поля зрения власти, так как она не занималась непосредственно с больным и потеряла ориентировку и принципы в медицине. Заблуждение в идеологии помощи больному человеку видно во многих смертельных случаях пациентов. Врач же не ищет пути к Богу, он не ощущает любви к человеку, не испытал в данном случае жалость к женскому Божественному созданию. Резонно встаёт вопрос: кого мы обманываем в неоправданной смерти больной девушки, так и не получившей нужной помощи от врачей и от руководства больницы? К сожалению, в этой больнице, где умерла без оказания помощи молодая и красивая девушка, подобные случаи повторялись в прошлом, повторяются и сейчас. Исправления нет. Руководители больницы создают видимость ничего не значащего руководства над врачами, занимаясь при этом своими делами, а врачу легче в неконтролируемый период игнорировать принципы медицины и жить для себя, но не ради больных.

 

Мы вправе обратиться к Евангелию, чтобы прочувствовать и осмыслить происходящее через апостолов.

 

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». (Слово святого апостола Павла во втором послании к Тимофею, 3:13.)

 

Важный принцип в медицине – не заблуждаться врачу в болезни больного и не вводить в заблуждение других врачей.

 

У девочки в мае месяце периодически стали возникать рвота и понос. В течение лета и начала осени её неоднократно лечили в детском инфекционном отделении областной инфекционной больницы, затем в инфекционном отделении областной детской больницы с диагнозом «Дизентерия, осложнённая нейротоксикозом. Гастроэнтерит». Больную курировали профессора, неоднократно созывались консилиумы педиатров разной специальности, несколько раз проводился клинический разбор с врачами-курсантами как показательный случай хронической дизентерии, осложнённой интоксикацией нервной системы. Надо заметить, что в бесконечных анализах кала дизентерийная палочка была высеяна всего один раз! Больной назначалось «сверхсовременное» лечение дизентерии и гастроэнтерита самыми эффективными новейшими средствами, включая антибиотики последнего поколения и т.д. У ребёнка, как и раньше, продолжались рвота и понос. Лечащие врачи и профессор успокаивали мать, что больной ребёнок скоро выздоровеет и её беспокойство в данном случае излишне. Неврологический статус у больного ребёнка не определялся, консультации окулиста не было, компьютерная томография черепа не делалась, хотя многократная и периодическая рвоты могла носить центральный характер, то есть за счёт раздражения рвотного центра в головном мозге! При очередном поступлении в детскую больницу больная впала в мозговую кому, был вызван ночью нейрохирург (так принято в детской больнице, когда ребёнок впадает в мозговую кому). Во время осмотра нейрохирургом у больной девочки остановилось сердце, была констатирована смерть. Изучив толстые подшивки историй болезней, нейрохирург задумался, почему, несмотря на многомесячное комплексное современное лечение дизентерии и гастроэнтерита, рвота и понос продолжались несколько месяцев? Что это, казуистика или ошибка в диагнозе? В историях болезней нейрохирург увидел в дневниках лечащих врачей, что были показания для осмотра девочки неврологом, нейрохирургом, учитывая наличие фонтанирующей рвоты у ребёнка в течение четырёх месяцев! Такая рвота бывает у детей с опухолью мозжечка, и она не свойственна интоксикации нервной системы. Грубой интоксикации вещества головного мозга в течение четырёх месяцев не бывает, смерть наступила бы в течение первых недель болезни инфекционного характера. Быстрое развитие терминальной мозговой комы дислокационного характера, скорее, могло возникнуть от опухоли мозга, чем от гастроэнтерита. Специалист, исходя из своего опыта и интуиции, выставил посмертный диагноз умершей девочке – опухоль мозжечка головного мозга. 

 

Ещё не было произведено патологоанатомического исследования умершего ребёнка, но от курирующего профессора поступила жалоба в лечебно-контрольную комиссию облздравотдела. Для разбора некомпетентного заключения нейрохирурга, осмелившегося противоречить консилиумам врачей и профессору.

 

Однако во время секции ребенка была обнаружена большая опухоль мозжечка.

 

Заседание лечебно-контрольной комиссии не состоялось. Почему и кто заблуждался в диагнозе, уже никого не интересовало? В больнице патолого- анатомическая конференция по расхождению клинического диагноза и посмертного диагноза не проводилась. Истина никому оказалась не нужна.

 

Очень много больных детей после удаления опухоли мозжечка живут, заканчивают институты, работают в разных сферах производства, даже работают врачами, рожают полноценных детишек. Трудно сказать о судьбе больного ребёнка после своевременной операции по удалению опухоли мозжечка, но возможность сохранения жизни (причём полноценной) была. А так девочка умерла. 

 

В Духе врачебная премудрость, она проходит через аналитическую работу сознания, через душевное сердечное переживание врача. Девочка умерла, и никто из медиков не переживал об ошибке в диагнозе. Профессор не исправил давно и неверно написанные лекции по синдрому интоксикации нервной системы при дизентерии с учётом данной ошибки в диагнозе и лечении умершей девочки.

 

Были нарушены многие принципы медицины. Несмотря на свои звания, врач- инфекционист обязан пригласить специалиста-невролога для уточнения причин и клиники интоксикации нервной системы. Самомнение врача может быть заблуждением, ведущим больного к смерти. Это заблуждение развеял бы детский невролог, найдя множество симптомов поражения ствола мозга в первые дни появления рвоты у ребёнка. Нарушена преемственность в передаче клинического заключения со смежной патологией больного другому врачу-специалисту, как требует медицина.

 

Истинный врач любит больного, он не проявит к нему негативизм, равнодушие, халатность, лень, пренебрежение. С высоким долгом врач будет смотреть больного и искать истинный диагноз и назначать необходимое лечение. С любым больным, в любое время суток, при любых обстоятельствах так поступал мой учитель выдающийся врач Семён Иванович Шумаков, создатель нейрохирургической службы в областной больнице. Так поступали его ученики – прекраснейшие врачи Муллер Эдуард Демьянович, Ханьжин Владимир Николаевич, Буланов Юрий Викторович и целая плеяда других врачей нашей больницы. Однако если нарушить медицинские принципы отношения к больному: проявлять к нему нелюбовь, негативизм, нервозность, злобу из-за нарушенного покоя, халатность, пренебрежение к человеку, явившемуся в приёмное отделение больницы., то подобное отсутствие чувства долга перед больным, наряду с недостаточными медицинскими знаниями врача могут привести пациента к смерти.

 

Тракторист М., 47 лет, отец двоих детей, не имеющий вредных привычек, утомлённый после полевой работы на гусеничном тракторе, спускался из кабины на землю, нечаянно стукнулся головой о гусеницу. Стала нарастать острая невыносимая головная боль. Обратился вечером в районную больницу за помощью. Дежурный хирург не захотел осмотреть больного, с пренебрежением стал отсылать сельского труженика домой, невзирая на его просьбу положить в больницу, так как он не может терпеть сильную головную боль, да и ночью не сможет добраться до дома. Бедный тракторист просидел, мучаясь в приёмном отделении много часов без оказания помощи. В час ночи к нему проявили малую сердобольность, госпитализировали и забыли до утра. Врач так и не посмотрел больного, не определял пульс, артериальное давление, клиническую и неврологическую симптоматику, не описал больного, не назначил обезболивающих средств, не предупредил медицинскую сестру о наблюдении за пациентом и пр. В пять утра тракториста нашли мёртвым.

 

На секции была обнаружена большая острая травматическая субдуральная внутричерепная гематома, смертельно сдавившая головной мозг пострадавшего. Вместо того чтобы бросать больного на произвол травматической болезни мозга, его нужно было в течение первого часа после поступления в приёмное отделение прооперировать, больной и сейчас был бы жив на радость детям, жене, родственникам. Никаких наказаний или нареканий от руководителей больницы врач не понёс, ибо такое отношение к больным с черепно-мозговой травмой с летальным исходом было обычным явлением в этой больнице. Областной нейрохирург направил рецензию истории болезни в лечебно-контрольную комиссию управления здравоохранения с просьбой разобрать случай вопиющей халатности врача, проявленной к больному человеку, к сельскому труженику, чтобы предотвратить халатное отношение к больным с черепно-мозговой травмой в этой больнице на будущее. Никакого заседания лечебно-контрольной комиссии на запрос нейрохирурга не было, так как главному врачу больницы и его заместителю присваивались звания заслуженных врачей РСФСР. Несмотря на получение заслуженных и ответственных званий руководителями больницы, необоснованные смерти больных в этой больнице, к великому сожалению, продолжались. Если руководители больницы перестают поддерживать принципы медицины, то большинство врачей в этом хаосе перестают заботиться о больном человеке, особенно со сложной патологией. Почему же Семён Иванович Шумаков в период развала руководства в нашей больнице выполнял неукоснительно заповеди врача, ни на йоту не снижая заботу о больном? Потому что в нём была энергия от Бога. Значит, основой в деятельности врача прежде всего является его духовный стержень. Много было врачей бездушных с печатью сатаны. Исчезли структуры власти, следящие за врачебной идеологией человека. Каждая смерть больного, особенно там, где было много ошибок в диагнозе и лечении, должна рассматриваться не в кулуарах медицины, а открыто. 

 

Совершаемые ошибки в медицине (а они видны в историях умерших больных) должны контролироваться комиссией, состоящей из представителей власти и профессиональной врачебной ассоциации, священника Церкви; представителя Комитета материнства и детства, совета старейшин, представителя юстиции. Члены комиссии, каждый со своей стороны, увидят глубину и степень заблуждения, порочную практику медика и исправят его. Чтобы посеять во враче доброе сердце и уничтожить недоброе.

 

Ибо «что посеет человек, то и пожнёт». (Слово святого апостола Павла к Галатам, 6:7.)

 

Врач, виновный в ошибке, вызвавшей смерть больного, должен отчитаться перед таким собранием, и тогда можно быть абсолютно уверенным, что он почувствует угрызение совести, у него наверняка возникнут духовные и душевные переживания, которых у него раньше никогда не было, желание впредь не совершать вопиющих ошибок, поможет с сердцем читать Евангелие. Между прочим, люди Князя мира сего будут противиться такому собранию, ибо вскроются ведомственные ошибки в организации здравоохранения в больнице, в регионе или их собственные ошибки…

 

Владимир КОМАРОВ

 

Продолжение следует...

 

Изображения взяты с сайтов nk.20minut.ua, newshot.ru, www.ill.ru

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №2-2010, Комаров
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Добро и зло в медицине"
Имя:*
E-Mail:*