переправа



"Диалог будущего" и Святая Земля



Опубликовано: 27-04-2009, 20:30
Поделится материалом

Журнал "Переправа"


 

С 21 до 31 декабря 2008 года Международный молодежный центр «Диалог будущего» (одна из молодежных программ ИППО – Императорского православного палестинского общества – прим. ред.) продолжил развитие проекта «Галилея» в Израиле. Молодежная группа посетила Святую Землю. Хотелось бы немного рассказать о проделанной работе, дать информацию, в каких краях мы побывали, чему был посвящен наш проект, что нового узнали в путешествии.


В Галилее во все времена соседствовало множество племен и народов: арабы, друзы, самаритяне, иудеи, бедуины… Находясь на этих землях, ярко представляешь себе образы из библейских притч, еще и еще раз задумываешься, кто такой твой ближний, как точны пророчества о судьбе Капернаума, оживают слова, сказанные Христом на Горе Блаженств.


Мы с ребятами побывали в Хайфе, в русской церкви Илии Пророка, по фрескам в храме прочли о событиях, описанных в Ветхом Завете. В этих горах ворон, посланный по воле Бога, приносил пророку пищу, а потом Господь забрал Илию на огненной колеснице. Еще одно место в Галилее связано с пророком Илией, на горе Фавор с ним и с пророком Моисеем беседовал Христос во время Преображения. Один из самых известных городов Галилеи – Назарет, город, с которого начинается Новый Завет, именно здесь Дева Мария, обрученная Иосифу, увидела у источника ангела, принесшего Ей благую весть.


Здесь открылась новая страница истории. Мы посетили и деревню Кана Галилейская, где произошло первое чудо, сотворенное Христом: на свадьбе Он превратил воду в вино. Конечно, невозможно представить себе Галилею без Галилейского моря, или, как еще его называют, Тивериадского (Генисаретское) озера, по водам которого ходил Господь, показывая маловерным, что может сделать человек, имеющий веру хоть с горчичное зерно. На берегу этого озера много храмов и монастырей, стоит греческий монастырь Учеников Христа, русский монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины, именно в этих местах Господь учил будущих апостолов, как стать ловцами душ человеческих. Именно здесь Магдалина увидела Христа, и жизнь ее полностью изменилась после той встречи.


Нашей молодежной группе были показаны и те холмы, которые помнят, как во дворце Ирода танцевала Соломея, как обезглавили пророка предтечу Иоанна Крестителя, того пророка, который в водах реки Иордан крестил Господа Иисуса Христа. Каждый год воды этой священной реки «ходят вспять» на праздник Крещения Господня. Но это не единственное чудо, что происходит на Святой Земле.


Со времени проповеди Христа проходили века. Слово о Богородице и Иисусе распространялось далеко за пределы Израиля, вере покорились и язычники на славянских землях. Со времени крещения Руси (а то и раньше, во времена княгини Ольги) Святая Земля была для наших предков сердцем, центром, из которого истекала духовность и православная вера, оживляя и освящая всю жизнь. Русская культура вросла корнями в православие, питалась духовной почвой Святой Земли. История знает очень много распрей, битв за возможность присутствия на Святой Земле. Крестоносцы, турки завоевывали Иерусалим.


Палестинские земли до сих пор не знают мира. Поэтому особое внимание привлекает к себе пример русского присутствия у Гроба Господня. Своим проектом «Галилея» мы рассказывали школьникам о том, что делали наши предшественники на Святых Землях, какую память о себе оставили среди местного населения, чего сейчас ждут от нас. Русские никогда не воевали на тех землях, пример присутствия русских на Святой Земле – свидетельство «духовной геополитики», по выражению яркого ученого современности Н.Н. Лисового. Главное влияние, которое оказывала Россия на библейский регион, – это духовное, просветительское влияние.


Проводником российской политики в Палестине во многом стало Императорское православное палестинское общество. Таким его запомнили арабы, таким его помним и мы. Огромное внимание Палестинское общество уделяло просветительской деятельности. До 1917 года им было открыто 114 школ для детей православных арабов. Русские школы и семинарии отличались от других учебных заведений Палестины того времени, Палестинское общество делало ставку на светское образование. В этой связи выпускница женской семинарии в Бейт-Джале, а впоследствии видный арабист, профессор МГИМО Кульсум (Клавдия Викторовна) Оде-Васильева писала: «Характерный штрих рисует разницу в целях деятельности европейских миссионерских обществ и Палестинского Общества. Первые… старались арабов-мусульман обращать в христианство и резко высказывались против ислама. А вот в школах Палестинского Общества не только никогда не делали этого, но старались знакомить нас, арабов-христиан, со славным прошлым нашего народа, даже с возникновением ислама, знакомили с историей родной литературы».


В нашем молодежном проекте больше всего уделялось внимания как раз просветительской деятельности русских в Палестине. Во время экскурсий была возможность увидеть здания, которые строились как русские школы и семинарии ИППО. Во многих поселках (Бекиин, Рамма, Басса), где остались лишь стены русских храмов, люди до сих пор со слезами умиления и признательности вспоминают русских.


Целью образовательного проекта «Галилея» стало знакомство молодежи с деятельностью ИППО на Святой Земле, с историей создания Общества и его современным состоянием.


Члены российской группы, молодежь 14–20 лет, десять человек, жили в арабских домах, окунулись в жизнь израильских арабов, ходили друг к другу в гости и постоянно были вместе на протяжении всех десяти дней на Святой Земле, участвовали в семейных праздниках, выпускном утреннике после литургии в православной школе.


Членами ИППО в Галилее, при самом активном участии настоятеля православного храма в Кфар-Ясиф отца Феодосия, была организована насыщенная и познавательная программа по святым местам с посещением христианских церквей, монастырей, подворий, многие из которых связаны с русским присутствием на Святой Земле (Хайфа, Тверия, Назарет, Вифлеем, Иерусалим…). Программа носила и общий обзорный характер по Израилю: экскурсии в замки крестоносцев, сады Бахай, гроты Рош ха-Никра. Конечно, в центре программы были встречи с членами ИППО в Галилее, с историками, изучающими отношения России и Библейского региона. Многие рассказывали о своих родственниках, учившихся в русских школах ИППО: Михаил Булос, преподаватель Хайфского Университета, учитель истории в школе им. Яни в Кфар-Ясиф, доктор Шокри Арраф, директор православной школы при храме св. Георгия в Кфар-Ясиф Насиб Худи, педагоги в школе. Особенно трогательны были встречи с Михаилом Булосом, доктором университета города Хайфа, который принес тетради своего отца (им уже сто лет, они достойны быть музейными экспонатами), учившегося в русской школе в Назарете. Навсегда запомнились его слова о том, что «невозможно переоценить влияние русских в Палестине, доброе и полезное влияние, которое помогло сохраниться христианству в арабском мире, безвозмездную помощь, повысившую уровень культуры среди арабского населения как в XIX веке, так и в середине XX века, уже благодаря выпускникам русских школ». Он был искренне рад, что дожил до того времени, когда в его родном Кфар-Ясиф русские опять говорят об активной деятельности ИППО, благодарен России за то, что вся его семья, родители и дети, одиннадцать братьев и сестер, родственники жены стали образованными людьми.


Где бы ни принимали российскую группу, где бы ни заходила речь об Императорском православном палестинском обществе, о целях посещения Святой Земли молодежью, везде ощущалось, что этого ждали и что все рады реализации подобных инициатив, хотят помогать развитию проекта и принимают всем сердцем русских. Это чувствовалось и в Вифлееме, и в Назарете, и в Хайфе, и во многих маленьких поселках, где когда-то стояли русские церкви и школы, где светское образование для всех желающих учиться давалось на самом высоком уровне.


Ребята встречались с генеральным консулом РФ в Хайфе В.П. Ковалем и с сотрудниками консульства, беседовали об исторической миссии ИППО, которая не может быть забыта. Мы не имеем права потерять такое наследство. Современная молодежь действительно интересуется подобной деятельностью, приезжает в Израиль узнать о том, что делали наши предки на этих землях.


В Кфар-Ясиф, этом древнейшем поселении, упоминающемся еще в Ветхом Завете, до сего дня не утеряна связь поколений. Зерна просвещения, посеянные русскими в конце XIX и начале ХХ века, дают ростки спустя несколько поколений. Например, один из выпускников русской школы ИППО, Яни Косдани, грек по происхождению – его дедушка приехал в Палестину в XIX веке, – учился в русской школе ИППО в Кфар- Ясиф, а затем в Назарете. После окончания учебы Яни стал главой местного совета в Кфар-Ясиф в 1924 году (это был первый местный совет в Палестине) и был на этом посту до 1967 года, основал школу в Кфар-Ясиф, помня, конечно же, русскую школу в родном поселке.


В новой школе образование давалось на очень хорошем уровне, учили мальчиков и девочек, шли в эту школу дети со всех окрестных деревень (в то время образование в палестинских деревнях еще не было широко распространено, тем более женское). Сестра жены Михаила Булоса была женой Яни Косдани. В делегации израильских арабов, которые приезжали в Москву в августе 2008 года, были учащиеся и выпускники школы (high school), которая носит теперь имя Яни Косдани. Многие образованные люди Кфар-Ясиф связаны с Россией и помнят о мягком влиянии русского слова и благодарны за такой бесценный дар.


Поездка показала перспективность и реальную возможность продолжения проекта. К нему проявляется большой интерес с обеих сторон, в частности в Кфар-Ясиф настоятель храма св. Георгия Победоносца аталла Феодосий и глава православной общины Ханна Махули высказали предложение о возрождении русских школ на севере Израиля, об организации курсов русского языка в имеющихся школах. Предложено продолжать молодежные поездки с образовательной, познавательной целью, поездки, предполагающие также и трудническую деятельность. Это помощь в уборке урожая, и уборка храмов, и первичная помощь при реставрации… Есть предложения и со стороны студентов, обучающихся на исторических факультетах, будущих археологов...


Надеюсь, наши начинания будут продолжены.


Анна БЫЧКОВА,

руководитель молодежного сектора

Императорского православного палестинского общества

 

 

Перейти к содержанию номера

 

Метки к статье: Журнал Шестое чувство №3-2009, Бычкова
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: ""Диалог будущего" и Святая Земля"
Имя:*
E-Mail:*