переправа



Феномен Милонова – НЕОГАПОНОВЩИНА?



Опубликовано: 23-03-2017, 12:08
Поделится материалом

Общество


Феномен Милонова – НЕОГАПОНОВЩИНА?

Гапон читает лекцию в собрании рабочих. Неизвестный художник

 

О самом депутате Госдумы Виталии Милонове судить не стану. Лично его не знаю, «не знаком, не состоял» и так далее. Да и Святые Отцы, вторя Священному Писанию, не советуют судить другого человека. Причина проста: чужая душа – потёмки. Это перед Богом мы все как на ладони, хотим того или нет, верим или не очень, нравится это нам или не нравится. На ладони, и всё! Господь смотрит прямо в душу всякого живущего на земле и знает ее лучше нас самих. Простенькие вроде бы факты, а кто о них по-настоящему помнит? И тем более – думает, принимая законы своего повседневного поведения?


 

Поэтому говорить нужно не о личности господина Милонова, а о том довольно широком и заметном явлении, которое всё более властно и настойчиво вторгается в наше общественное пространство, именуясь по-разному. Православный активизм, агрессивная защита интересов Церкви, митинги по «духовным поводам». Даже целый закон не так давно приняли – о защите религиозных чувств верующих. В целом же, никого не обижая и не стремясь обидеть, я бы назвал это объемное, непростое и даже скользкое явление, занимающее пограничное место между Церковью и миром, неогапоновщиной. В самой фигуре священника Георгия Гапона, возглавившего в начале ХХ века самую влиятельную на тот момент христианско-профсоюзную организацию, а затем, в январе 1905 года, приведшего тысячи рабочих под залпы солдат, охранявших Зимний дворец, с чего и началась кровавая фаза первой русской революции, в самой этой сложной и противоречивой фигуре нет нравственной однозначности. И хорошее в нем было, и сомнительное. И благие побуждения, и, скорее всего, революционное честолюбие, несовместимое с духовными традициями и саном.


 

Каково вообще правильное соотношение Церкви и государства, где границы между ними? Но вернемся к затронутому явлению. Чего добивается, и добивается ли чего-нибудь положительного мирянин, публично, на грани вызова и эпатажа отстаивающий интересы РПЦ? Поводов несть числа. Тут тебе и мероприятия ЛГБТ, срамные выставки, спор вокруг Исаакиевского собора и прочее… Поводы, если потребуется, найдутся на каждый день. Беда в том, что общество наше еще очень слабое, больное, находящееся не просто на фазе общественного перехода, а фактически – на реанимационной койке. По оценкам некоторых экспертов Изборского клуба, оно напоминает пороховую бочку, ингредиенты которой, собравшись вместе, в любой момент могут произвести всесокрушающий взрыв. 40 процентов населения, по этим оценкам, всё ещё дышат и мыслят в категориях советского времени, около 20-ти – более или менее встроились в неолиберальные порядки, остальные колеблются. Не считая, разве что, довольно узкой прослойки  (от 3-х до 7-ми процентов) тех, кого принято считать православными людьми. Социально-экономическая ситуация в стране явно оставляет желать лучшего и на ее фоне любые конфликтные соприкосновения между мировоззренчески-полярными или враждебными слоями, по вполне понятным причинам, выглядят очень и очень опасными. Митинговщина и крикливость, тем паче, приправленная острым словцом или оскорблениями в адрес «оппонентов», никоим образом не вписывается в церковное мировоззрение и порядки. Церковь не воюет с обществом, а молится за него. Христос, служащий всем нам образцом и идеалом, не обвинял современных ему правителей, а обращал острие своего обличения на грехи, в которых погрязло тогдашнее общество. И уж тем более негоже для верующего человека искать в церковной риторике попутную волну для личного популизма. Господь призывает иметь «сердце сокрушенное им смиренное», а не искать правды в толпе разгоряченных людей, поскольку у толпы нет лица, да и правды в ней, как учит тысячелетний опыт, тоже немного.


 

Не знаю, согласованы ли демарши новоявленных «православных активистов» с церковной иерархией – думаю, что нет, - но по самому своему существу эти действия ближе все-таки к тактике воинствующих либералов. В этой связи, полезно помнить, что и сам Милонов вышел из ультралиберальной среды и в 90-е начинал с сотрудничества с господами Пономаревым, Старовойтовой и им подобными. Чем еще опасна эта тенденция? Общество вступает в этап жесткой турбулентности, и, чем ближе президентские выборы 2018 года, тем сильнее будет трясти. Охотников раскачать лодку хрупкого общественного согласия и покоя немало, как у нас в России, так и «там». Деньжищ в это неблагое дело будет вброшено много – к бабке не ходи. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы ожидать «наезда» не только на первых лиц государства – а сигналы на этот счет уже есть, взять тот же разоблачительный фильм Навального о Медведеве – но и нарастание нападок на патриарха и вообще на церковные порядки. Тут уж либеральной «председательской железе» полное раздолье: бюрократия, формализм, зажимы демократических инициатив верующих и прочее. Не обернется ли активизм наших непрошеных защитников против нас же самих? Не сыграют ли эти «оранжевые» всплески на руку дестабилизаторам России? Так или иначе, но ухо надо держать востро.

 

Александр Нотин

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Феномен Милонова – НЕОГАПОНОВЩИНА?"
Имя:*
E-Mail:*