переправа



Православие уходит или возвращается?



Опубликовано: 19-02-2024, 08:24
Поделится материалом

Общество


Православие уходит или возвращается?

 

Слова, вынесенные в заголовок этой статьи, отсылают нас ко второй половине XVIII века, когда святой Тихон Задонский с горечью написал, что православие неприметным образом уходит из России. Признаться, это высказывание меня озадачило: что значит «уходит» и как православие может куда-либо уходить? Наконец, что в данном контексте значит «православие»?

 

Эти вопросы звучали тем более жестко на фоне того, что тогдашняя Россия буквально плавала в малиновом звоне колоколов и сияла самодержавным величием православного государства с верующим народом. Тем не менее, православие уходило…

 

Сегодня, спустя 250 лет с того времени, православие в России, по мнению многих, изрядно ослабело под натиском глобального сатанизма. Но снова – так ли это? Да, внешнее обрядовое государственно-церковное православие выглядит на порядок слабее, чем при Тихоне Задонском. РПЦ не так давно вырвалась из 70-летнего советского плена и, очевидно, переживает целый ряд внутренних болезней роста. Ее и опекают, и ограничивают. И власть, построенная во многом по западным лекалам и не без влияния пятой колонны, сознательно сдерживающая русское православие. Как тут не вспомнить провидческие слова Бжезинского о том, что после распада СССР РПЦ является главным врагом для Запада. Период новоначального всплеска духовности подходит к концу. Так бывает и с человеком: когда благодать Святого Духа впервые касается его души, ему кажется, что он может двигать горами, но затем Господь на время отбирает этот восторг вместе с благодатью, чтобы испытать глубину твоей веры. Тот же эффект случился и со всеми нами.

 

Не могу не вспомнить и удивительные слова патриарха Алексия II, которыми он в 2006 году сопровождал благословение «Переправы»: «Храмов, - сказал он, - у нас построено достаточно. Пора строить души». И еще: «Переправа» должна помогать людям, неопределившимся со своим духовным выбором». С тех пор это поручение святейшего буквально стоит у меня перед глазами, как указание на суть времени. Православие – это не свод догматов, не богатство храмов и монастырей, а прежде всего – незримое пребывание Духа Святого в душах людей, добровольно покоряющихся благодати. Если государство – это ограда для церкви от внешних нападок, то сама церковь, по соборному убеждению всех святых, это тело Христово, глава коего – Сам Христос. «Дух дышит, где хочет», - сказал Спаситель Никодиму. «И голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает с каждым, рожденным от Духа».

 

В XVIII веке Россия утрачивала свое главное духовное сокровище – жертвенную и искреннюю веру Христову. Видели это лишь немногие святые, большинство же, теряя дух, продолжало совершать обычный круг церковных обрядом.

 

Сейчас, хочется надеяться, всё наоборот. Блеска, позолоты, высоких слов и торжеств меньше, а сердечной тяги людей к небу больше. Как тех, кто уже пришел в храмы, так и, по словам о. Серафима Роуза, наших вероятных братьев во Христе. Последних в России больше, чем регулярно причащающихся православных. Здесь и миллионы идейно советских людей, не порвавших с моралью и нравственностью, привитыми с детства. И доблестные воины СВО, которые, возвращаясь с фронта, вольются в ряды народа Божьего. Меня могут упрекнуть: если православие незримо, откуда оптимизм? Духовная реальность – свечение верующих душ. Его могут лицезреть только обитатели Неба. Духовное, как писал апостол Павел, постигается только духовным. Однако человеку отчасти может быть доступно это метафизическое ощущение. Оно состоит в том, что сегодня, когда божественные книги открыты и доступны, а народ грамотен – и это впервые в нашей истории – Господь дает нам редчайший и, возможно, единственный исторический шанс поправить дела и вернуть православие в его промыслительные пределы Третьего Рима. Православие возвращается, а весь пресловутый Запад со всеми его военными и прочими провокациями против нас по той же воле Божией и против своей собственной создает для этого наилучшие условия. Все, что мы видим в мире оголтело враждебного по отношению к России, в категориях духовного восприятия есть нечто для нас своевременное и полезное. Чем опаснее болезнь, тем, как известно, горше лекарство. Небесный врач нас заботливо лечит от тех болезней равнодушия, потребительства, распутства и духовной слепоты, от которой в свое время страдала Россия, простуженная либеральными сквозняками с Запада.

 

Александр Нотин

 

Метки к статье: Нотин
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Православие уходит или возвращается?"
Имя:*
E-Mail:*