переправа



По правую руку Бога... На вопросы Переправы отвечает Алексей Вайц.



Опубликовано: 15-04-2013, 15:11
Поделится материалом

Власть


По правую руку Бога... На вопросы Переправы отвечает Алексей Вайц.

 

Алексей Евгеньевич Вайц - член Федерального Политсовета Партии Правое Дело. Руководитель рабочей группы по разработке политической платформы.

 

- Алексей Евгеньевич, с партией «Правое дело» связано уникальное для нашего времени явление. В течение короткого срока партия из лево-либеральной превращается в право-консервативную или, как говорят в народе, в государственническую. Как такое могло произойти?

 

- Все эти термины: "государственническая", "право-консервативная" надо уточнять... Дело в том, что те, кто её создавал, оставили партию и все из неё вышли. Остались же люди, которые не искали выгод для себя за счет партии, но всегда хотели изменений в стране. Именно потому, что оставшиеся люди искренне желают изменений, но понимают, что революционно-оппозиционный путь не конструктивен, они начинают изменения с себя. Мы обнаружили в партии огромное количество здравомыслящих людей, они стали предлагать свои инициативы, механизмы, программы и по тону этих программ мы поняли, что это люди: а) верящие в Россию; б) люди, стоящие за традиции; в) люди совестливые и ответственные. Сделав такие выводы, мы поняли, что Партия за короткий срок преобразилась изнутри и что она стала по сути своей "правой"... Здесь важно обратиться к этимологии слова "правый". Правые - это те, кто соблюдает закон духовный и по верованиям, а во время страшного суда будут отделены по правую руку Бога. Консерваторы же — это те, кто не спешит принимать новации, прежде не испытав их и не оценив их пользу для себя, для общества, для страны... Вот именно такие люди и собрались. Вот именно эти люди и изменили лицо партии. Главное, что произошло это органично.

 

- Большинство партий и движений уже много лет подряд ведут долгие разговоры о путях развития общества, об экономических и политических моделях. Другие, - их меньшинство, - говорят о необходимости просто иметь нравственный стержень; таких обычно не слышат. К какой из групп можно отнести «Правое дело»?

 

- Нравственность — это основа всей жизни, даже экономики, между прочим... Сегодняшний кризис — это что за явление? В корне сегодняшнего кризиса лежит недоверие. Недоверие потребителя к производителю, недоверие производителя к другому производителю, их совместное недоверие к рынкам. Недоверие инвесторов... Ну, и так далее. Основа нравственности — вера. Отказ от духовных основ привел нас к опустошению внутреннему, опустошению внешнему и во всем мы наблюдаем запустение, уныние и апатию. Сегодня стране нужны верующие профессионалы. Очень нужны! Верующего человека не надо контролировать. Кроме того, он даст всегда качественную обратную связь своему начальнику, своей власти. Но вместе с тем, он никогда не предаст ни начальника, ни государственную власть, поскольку в его системе координат власть — она от Бога.

 

- А как вы решаете конфликт между традицией и преобразованиями? Либералы уже и православие объявляют реакционным, и историю России - чередой преступлений...

 

-  Консервативная идея как раз и состоит в том, чтобы охранять традицию, а правые — это те, кто приумножает эту традицию вещами полезными, конструктивными, созидательными. Преобразования же могут быть приняты, если они идут на пользу человеку, обществу, стране. Надо пытаться все синтезировать, соединять традиции и новации если они конструктивны. Надо во всем руководствоваться целесообразностью, своевременностью и эффективностью. Здесь уместно вспомнить слова Патриарха Кирилла: "соединяя сегодня веру и знания, соединяя сегодня материальное и духовное, соединяя сегодня труд и молитву, мы действительно способны построить новую страну, которая впитала бы в себя все самое лучшее, что приходит к нам из прошлого, но была бы способна устремляться вперед, решая те сложные задачи, которые встают перед народом нашим, да и перед всем родом человеческим.". Любое отрицание традиций образует пустоту, а природа, как известно, пустоты не терпит.

 

- Как Вы относитесь к таким мерам последнего времени, как борьба с игорным бизнесом, с матерщиной, наконец, с кощунством, оскорбляющим чувства верующих?

 

- Это борьба со следствием, с симптомами, с проявлением духовного одичания. Нам необходимо срочно пересмотреть методы воспитания как наших детей, так и общественного сознания — оно ведь тоже воспитывается... Необходимо задуматься о качестве информационных потоков, льющихся с экранов телевизоров и из радиоэфиров. Надо нам, наконец, понять, что это и есть пища, которой питается наш внутренний человек и именно такая пища провоцирует то дурновкусие, с которым человек выказывает свою реакцию на мир или заглушает внутреннюю пустоту. Смысла нет бороться с игорным бизнесом, матерщиной или кощунствами, если мы всеми силами воспитываем в человеке вселенского хама.

 

- Любое политическое объединение не может не провозгласить свою цель. Какова цель (или цели) «Правого дела»?

 

- Цель Правого дела очень проста: помогать друг другу в деле становления себя  - как личности. А это невозможно без семьи. Ну, а множество семей, в свою очередь — это уже государство. И чем крепче семья, тем крепче и государство. Все просто. Ну, а если говорить о стратегии, то мы обретём достойное будущее России только, если осуществим инвестиции в воспитание, образование, безопасность — в том числе в личную, в информационную, в духовную. Если благообустроим пространство и среду. И сформируем, заслужим, чтобы Россия выступила в мировом сообществе миротворцем. Это проистекает из всей культурно-исторической традиции России, веротерпимый духовный стержень которой собрал многие народы и сохранил и даже приумножил их культурную, религиозную и национальную идентичность.

 

- Государству, как любой системе и любому человеческому организму, необходима идеология. Без идеалов не может строиться ни одна доктрина. Россия же не имеет идеологии, об этом прямо говорится в статье 13 её Конституции. Каково «Правое дело» относится к такой ситуации и к идеологии вообще?

 

- Идеалы — это то, что формирует ценности нации, охраняет её и собирает. У нас в гимне, главном кодексе, можно сказать, страны, есть идеал, который нас всех хранит: "Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!". Это ведь никак не входит в конфликт с Конституцией! Это и есть наш идеал, наша идея, наш закон.

 

- Кроме идеологии необходима система, именуемая государственным устройством, - хотя бы для защиты своих интересов. Что не устраивает «Правое дело» в нынешнем государственном устройстве? Что нужно менять, а что следует оставить?

 

- Суды. Надо менять судебную систему. Если только её одну изменить, то лет примерно через пятнадцать-двадцать мы сможем заметить глубинные, но качественные изменения. Надо вводить в законодательное поле понятие совесть, тем более, что оно прописано у нас в законе. Второе. Необходимо осуществить целеполагание нации. Вы мне можете ответить, зачем мы сейчас живем? ... А я могу. Чтобы есть, спать и получать от жизни всё. Но это ведь философия аскариды... Нам необходимо сформулировать внятную и понятную для всех — от царя до псаря - цель, объяснить задачи, которые перед нами встанут на пути к достижению этой цели, составить план действий и поэтапно начать к этому двигаться. Все ведомства должны быть целесообразно подчинены этим задачам. Ну, и работа чиновника должна строиться по принципу все той же целесообразности, своевременности принятых им решений и эффективности. Инструменты, как измерить эффективность, тоже есть в мировой практике. Надо во всем этом руководствоваться принципом: "не навреди" и двигаться, имея качественную обратную связь — это важно. Что касается того, чего нам надо оставить? Оставить надо традиции. Не только оставить, но изрядно разрушенные начать собирать. Надо формировать духовную составляющую нации, ибо дух творит себе формы. Надо восстанавливать систему образования. ибо мысль творит историю, а не калькулятор... Все институты должны мгновенно реагировать на нужды общества, но дух нации должен собираться и охраняться традициями. Ведь кто выигрывает в бою? Кто тверд духом, сконцентрирован и одновременно ловок, силен и быстр телом. А поскольку жизнь - это борьба, то эта метафора вполне применима.

 

- Не так давно партия «Правое дело» заявила, что отказывается от борьбы за власть. Что это значит? Не опасаетесь ли вы, что вас, мягко говоря, не поймут?

 

- Мы же отказываемся от борьбы за власть! От власти же мы не отказываемся. Мы способны предложить обществу проект, если можно так сказать, от которого оно не сможет отказаться, если оно хочет видеть страну славной... И на это есть команда как ученых гуманитариев, так и практиков: ведь знать и уметь - это вещи разные. А дальше — мы предложим, и нам дадут возможность реализовать предложенное. В этом нет сомнений, мы идем в системе координат выстроенной качественной обратной связи, поэтому я так и говорю. То есть, мы будем говорить с обществом.

 

-Утрата доверия – в политике, в экономике, в социуме – приобрела у нас тотальный или, как раньше говорили, общенародный размах. Не будем сейчас говорить о том, насколько это опасно. Но можно ли вернуть доверие хотя бы в масштабе одной партии?

 

- Вы знаете, наш человек пребывал вне маркетинговых и политических коммуникаций больше полувека. Кроме того, он долгое время находился под чудовищным прессом пропаганды. И за все это время у нашего сознания выработалось все таки и самостоятельность в мышлении и чуйка. Наш человек все видит и все понимает. Если мы не будем участвовать в мистификации, но примемся заниматься намеченными делами, это не сможет не остаться не замеченным. Что касается возвращения доверия партии, то мы находимся в выгодном положении: с одной стороны шлейф скандалов дал нам узнаваемость, а с другой стороны органичность, с которой партия сейчас набирает свой жизненный цикл, даст ей совершенно иной способ существования, свою риторику, свой стиль даже, если хотите... Это ведь в традиции нашей культуры, истории, страны — ценить вещи, прошедшие горнило испытаний. Отвергнутый камень, как известно, был поставлен во главу угла. Здесь все просто: имя партии — оно однажды произнесено князем Александром Невским, блестящим полководцем, государственным деятелем, тонким политиком, чутким дипломатом, воином, прекрасным семьянином, святым подвижником, в конце концов... А потому имя партии само её преобразует, само её направляет и собирает людей с определенным мировоззрением. Как известно: как яхту назовешь, так она и поплывет. Здесь: цель есть, курс намечен — движемся. Ведь кораблю без цели любой ветер непопутный.

 

Мировоззренческая платформа

 

«Нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило»

 

Виктор Гюго

 

Вместо предисловия.

Много перипетий выпало на долю партии «Правое дело». Созданная энтузиастами либерального толка, искренне верующими, что либерализм даст России дни благоденствия, она была вскоре ими же и оставлена. Но, как известно, именно камень отвергнутый был положен во главу угла. Получив имя “Правое Дело” и символику, в которой не без труда читаются и имперские цвета, и андреевский крест, этот корабль готов плыть к своему предназначению.

 

Сейчас Партия обновилась. Здесь нет случайных людей; те, кто выражал чужую волю, ушли. Не будет и случайных идей. Время нам говорит: надо собираться, определяться и действовать.

 

Для чего нужен этот документ и какова его роль? Каждый человек мыслит по-своему и в этом проявляется его индивидуальность. Но когда некоторая группа людей задумывает общее дело, то без общих целей, без единомыслия в главном, невозможно достичь поставленных задач и прийти к необходимому результату. В этом основополагающем документе мы излагаем свою точку воззрения на мир, чтобы собрать близких по мировоззрению, собрать единомышленников.

 

1. Введение

 

Мы, граждане многонационального Российского государства, признаем ведущую роль Русского мира, чей веротерпимый стержень собрал вокруг себя многие народы и народности, не нарушая их самобытность. Мы за развитие национальной, культурной, религиозной идентичности тех, кто связал свою историческую судьбу с Россией. Это важно сейчас, так как культурный человек всегда договорится с культурным, верующий с верующим, а постигший свою национальную идентичность всегда с уважением будет относиться к иной.

 

2. Стержень русского мира

 

Любому человеку, независимо от вероисповедания, от отношения к религии, ясно, что без нравственного стержня политика невозможна. Вера и нравственность помогают обрести стержень, научают преодолевать внутренний эгоизм.

 

Мы делаем общее дело в нашем мире. Русский мир - общее пространство созидательного труда, сформированное общими целями, ценностями и идеалами. Это понятие наднациональное и надрелигиозное: русским может себя считать каждый, кто захочет быть русским.

 

Именно в идеалах состоит важное отличие русского пути развития. Это можно объяснить тем, что на протяжении всей истории нашей страны духовным стержнем русского мира было православие. Это сформировало особый народный уклад, в центре которого – высокие идеалы и жертвенное служение. Россия всегда развивалась, только следуя внутренней установке "я для мира". Вопреки всем перипетиям в нашей стране жива память о народе - труженике, народе - миротворце.

 

Запад всегда жил и живет в привычной для него системе координат "мир для меня", он живет за счет других. Европа, реализующая доктрину потребительского общества и мультикультурализма, уже столкнулась с рядом кризисов, выхода из которых для себя пока не обозначила.

 

Сейчас наша страна мучительно пытается найти свой путь, нащупать в истоках своего самосознания тот стержень, тот фундамент, который даст ей внутреннюю опору. Пока Россия жила высокими целями, пока народ её был способен на искренние жертвы, она прирастала территориями и интеллектом. Как только она обратилась к опыту Запада, она стала утрачивать свою целостность и свою идентичность. России необходимо вернутся к высоким идеалам и глубоким смыслам, в основе которых - жертвенное служение миру. Это и есть тот спасительный стержень, способный дать нашей стране внутреннюю опору. Наличие идеалов дает каждому человеку возможность совершенствовать себя и благоустраивать пространство для жизни и деятельности.

 

3. Основы мировоззрения

 

Общность исторических судеб народов, населяющих Россию, заложила основу для формирования единого мировоззрения, в центре которого - сохранение самобытности, уважение друг к другу, совместная созидательная деятельность.

 

Но для того, чтобы совместная деятельность стала созидательной, людям необходимо, так или иначе, регулировать свое поведение. Самые совершенные правила и законы можно нарушить при наличии злого умысла. Мы считаем, что лучшим законом является СОВЕСТЬ. Именно совесть должна лечь в основу нашего мировоззрения. Необходимо, чтобы каждый человек знал – деятельность без совести наносит вред, прежде всего, тому, кто эти действия совершает. Здесь нам может помочь только нравственное совершенствование себя и своих детей.

 

Нравственность неотделима от УВАЖЕНИЯ. Только человек, который уважает себя, уважает окружающих его людей, уважает наш многонациональный мир и мировое сообщество, может считать себя нравственно здоровым. Именно УВАЖЕНИЕ должно стать нашей сверхзадачей.

 

4. Цели

 

Цель нашего политического объединения — полноценное и эффективно развивающееся общество. Мы видим Россию сильной, мощной страной, с высокими идеалами, открытую для конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В мировом сообществе Россия должна выступать как страна-миротворец. Это даст всем совершенно иную, новую концепцию мировой безопасности.

 

Для осуществления этого нам надо навести порядок у себя в доме: благоустроить пространство, вверенное нам судьбой, сформировать достойную среду обитания с высоким качеством жизни. А также существенно повысить планку просвещения, образования и безопасности отдельно взятого человека. Начинать надо с наших детей!

 

5. Идеология и идеалы

 

Государству, как саморегулирующейся системе, необходима идеология. Несмотря на то, что наша конституция запрещает доминирование любой идеологии, по факту, доминирует либеральная идеология или “тоталитаризм безразличия”. Вместе с тем у нас есть идеалы, на примере которых можно и нужно воспитывать подрастающее поколение. Совершенно очевидно, что без идеалов невозможно выстроить никакую доктрину, ибо дух творит формы, а мысль — историю. Для формирования государственной идеологии необходима политическая воля и наша готовность этой идеологии следовать.

 

6. Государственное устройство

 

Государство необходимо любому обществу для защиты его же интересов: экономических, политических, социальных, культурных, духовно-нравственных. У государства в этих направлениях должны быть определены цели и внятно сформулирована стратегия их достижения в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Власть должна использовать новейшие достижения в области управления.

 

Мы не сможем эффективно развиваться без качественной обратной связи, без эффективной судебной системы, без высокой ответственности чиновника.
Необходимо совершенствовать механизмы обратной связи. Обществу, как единому организму, требуется собирать свое наследие и достояние, при этом постоянно развивая и совершенствуя гражданские институты.

 

Необходимо делегировать полномочия из центра в регионы: перераспределить ответственность и финансирование. Но делать это надо поступательно и только в том случае, когда есть скрепы, удерживающие страну от возможного расползания и последующего разделения. Необходимо создать механизмы, когда регионы будут вовлечены в центростремительные процессы, тем самым усиливая центр.

 

Нужно добиться реальной выборности властей всех уровней. Чтобы граждане могли через механизм честных выборов контролировать назначение властей, в зависимости от результатов их работы.

 

Необходимо вести систему оценок эффективности деятельности чиновников всех рангов. Мерилом должна быть полезность для страны и для каждого конкретного гражданина: как изменилось качество жизни граждан от деятельности конкретного чиновника. Граждане за свои налоги нанимают чиновничий аппарат для того, чтобы он работал на благо общества, а не на себя.

 

7. Человек

 

Человек должен стать самым главным ресурсом государства, ресурсом, который нужно сохранять и приумножать, просвещать и образовывать. Государство должно заботиться о благополучии своих граждан, своего народа, а каждый гражданин должен заботиться о государстве и своих близких. В этом синергия государственного управления. Мы должны четко понимать и отстаивать принцип Служения в управлении государством. Управление на любом уровне должно доверяться лишь тем, кто живет по совести, бескорыстен, готов к служению. Такие люди могут и должны изменить обстановку в стране.

 

Последние 20 лет Россия теряла своё население. Наши предки оставили нам огромную территорию, которую надо обживать, благоустраивать и защищать. Без роста населения, без увеличения русского мира, без людей, которые разделяют наше мировоззрение, наши цели оказываются бессмысленными.

 

Мы признаем, что материнство есть высшее предназначение и высшая добродетель для женщины. Многодетная мать — труженица и труд ее должен поддерживаться государством.

 

8. Характер нашего человека

 

Наш человек — не революционер, не протестного настроения гражданин, а терпимый, сосредоточенный на личном и национальном развитии человек. Основной ценностью для наших людей является семья, безопасность и благополучие близких, благоустроенность той среды, в которой они живут.

 

Наш человек уважает и собирает свои традиции — культурные, исторические, духовно-нравственные; обустраивает пространство вокруг себя — для своей пользы и пользы окружающих; создает и совершенствует механизмы, которые позволяют формировать эффективные решения.

 

Обществу, как единому организму, требуется собирать и скреплять общими символами свое наследие и достояние, при этом постоянно развивая и совершенствуя гражданские институты.

 

Мы, принявшие на себя после открытия железного занавеса шквал информационных потоков, под давлением политических технологий и широты "плюрализма мнений" вынуждены были обратиться к здравому смыслу. Этому способствовала советская система, которая на протяжении всего времени оберегала нас от потребительских технологий, учила нас относиться ко всему философски и читать между строк. Этому же способствовала и новейшая история с её виртуозными политическими технологиями, способными перекрасить белое в черное и наоборот. Именно поэтому мы научились ориентироваться в хитросплетениях политических многоходовок благодаря чувству правды, здравому смыслу и интуиции. Нам необходимо привлечь как можно больше таких людей-единомышленников и сформировать из них фундамент партии.

 

9. О структуре

 

Целеустремленные люди не испытывают острой потребности в сложноподчиненных аппаратах управления - ни в вертикалях, ни в горизонталях, ни в диагоналях. Здравомыслящий человек руководствуется целью через призму совести и во всем применяет принцип: целесообразно, своевременно, эффективно. Применительно к партийной жизни, это означает следующий подход: есть цели — выбирайте задачи — определяйте программы на местах. При четкой идеологии и конкретно сформулированных задачах мы даем максимальную свободу в выработке решений на местах и делегируем максимальные полномочия.Таким образом, структура сообщества становится гибкой, подвижной, саморегулируемой и самоуправляемой, а значит эффективной, отвечающей вызовам времени.

 

Федеральный центр вырабатывает основную повестку, координирует и помогает работе на местах, лоббирует и защищает интересы партии и её членов на федеральном и местных уровнях. Центр обобщает идеи и положительный опыт работы в регионах и тиражирует его по всей стране, идейно и организационно связывает в единую сеть региональные отделения. А также предлагает общепартийную программу работы: собирает смыслы и идеи, генерируемые членами партии, и формулирует их для партии и для общества.

 

10. Стратегия и тактика

 

Нам необходимо отказаться от борьбы за власть. От борьбы! В ситуации, когда политическая борьба превращается в фарс, в состязание по очернению соперников, нам не пристало участвовать в дурном спектакле. Мы, на основании обратной связи, должны сосредоточиться на выработке стратегии развития государства и общества, которая необходима всем нам как воздух. Мы должны предложить эффективные решения, которые в кратчайшие сроки способны произвести изменения в стране, сделать общество полноценным и эффективным, создать благополучные условия для жизни людей. Мы должны отработать механизмы качественной обратной связи с обществом. Вот когда эти решения будут сформулированы, когда будет предложен ясный и понятный план выхода из кризиса, общество само предложит нам власть и само попросит представителей нашей партии выступить агентами изменений. Это, во многом, соответствует традициям российской государственности, как, впрочем, и здравому смыслу.

 

11. Синтез нового и традиционного

 

Мы не противопоставляем традиционное современному. Напротив, развитие неизбежно выдвигает новое, но, в нашем понимании, новое предполагает не отрицание всего старого, а взаимодействие с ним, поступательное движение вперед. Традицию нужно не отрицать, но уважать, опираясь на те принципы, которые актуальны сегодня. Этот синтез традиций и новаторства, веры и науки, метафизического и физического, религии и прогресса — и есть наша идея. Определить, как именно должны сочетаться принципы нового и традиционного, поможет здравый смысл. Отношение к новому должно всегда соизмеряться с традиционным понятием полезности для человека, для общества, для страны.

 

12. Глобальный контекст

 

Разразившийся в последние десятилетия кризис европейской цивилизации, затронувший Россию как ее неотъемлемую часть, стал всеобщим и системным. Социально-экономические потрясения — это лишь его часть. Сегодняшний кризис есть кризис беспочвенности, кризис потери себя, утраты понимания своего места в мире и целей существования. Утратив все это, мир потерял возможность оценивать свое место и роль других, что привело к всемирной утрате доверия.

 

Утрата доверия в экономике — это стагнация рынков.

 

В политике — это отсутствие целей.

 

В социуме — это неготовность человека к служению.

 

В культурной сфере — это отрицание всего и вся.

 

Теперь для нас становится совершенно очевидно, что западная цивилизация, так долго служившая для многих из наших соотечественников примером идеального общества, не в состоянии более указывать нам путь собственного развития. Она переживает серьезный кризис в духовно-нравственной, культурной, социальной, политической и экономической сферах. С этого момента мы можем и должны уповать только на себя, на наши традиции, на наши способности быстро собираться и стремительно действовать, на опыт наших предков, на свою духовно-нравственную и культурно-историческую традицию, уповать на отдельно взятого человека — нашего соотечественника.

 

Только доверие к человеку может вернуть все на свои места. И здесь есть предмет приложения наших партийных усилий.

 

Метки к статье: Вайц
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "По правую руку Бога... На вопросы Переправы отвечает Алексей Вайц."
Имя:*
E-Mail:*