Ситуация вокруг Сектора Газа настолько сложна и многофакторна, что участников и эгоистических интересов вокруг нее такое множество, что «разбор полетов» явно требует какого-то свежего подхода. Старая политология путается в собственных фантазиях и в бессилии опускает руки. Состоится или не состоится большая война на Ближнем Востоке, выйдет или не выйдет она из региональных берегов, грозит нам всем или нет первый в истории человечества ядерный конфликт?
Свежий подход – это попытка обратиться к духовным истокам ближневосточного и всемирного противоборства. Три четверти века Израиль живет в величайшем напряжении, внутреннем и внешнем. Каждый его гражданин, не исключая женщин, начиная с подросткового возраста, обязан ежегодно проходить военную переподготовку и хранить дома боевое оружие. Что это, как не перманентный источник страха и психического самоистязания на грани депрессии? Это каинитский страх. Ибо именно первенец Адама и Евы Каин, усыновившись дьяволу убийством праведного Авеля, заявил Богу, что каждый, кто встретит его на пути, убьет его. Каин в каждом встречном видел отражение своего злодейства. Израиль не просто возник там, где произошла эта первая в мире трагедия. Он буквально повторяет путь Каина. Ужас сегодняшнего дня состоит в том, что на процесс ближневосточного урегулирования, который шел ни шатко, ни валко, но все же шел, теперь навалена огромная могильная плита с изображением печати Каина. Раньше, до бомбежек Газы, Тель-Авив худо-бедно шел на переговоры с палестинцами и арабскими соседями. Теперь, похоже, эти пути завалены бомбами и тупик стал беспросветным. Стороны переговорного процесса прямо на наших глазах переходят в состояние лютых и непримиримых противников. И остается один вопрос – кто кого?
Эта интонация, звучащая как в устах израильских политиков и генералов, так и в заявлениях прежде умеренных египтян, саудовцев, иорданцев, не говоря уже об Иране, Ираке и Сирии, переводит вопрос ближайшей и дальнейшей перспективы в плоскость реального соотношения военно-политических и экономических сил.
Вот тут-то за последние десятилетия баланс решительно изменился: Израиль при всей поддержке Вашингтона и Запада в целом, не стал и уже не станет кратно сильнее. А вот его оппоненты в регионе – стали. Вполне возможно, что этот сдвиг стал результатом ухода с мировой арены СССР, который, с одной стороны, опекал и прикрывал палестинцев и арабов, а с другой – расслаблял их, сдерживая их собственное развитие и самосознание зонтиком своего могущества. Россия – не СССР. Она рядом и сущностно на стороне арабского мира, но в военном отношении их не подменяет, а дополняет. Помнится, что после поражения арабов в октябрьской войне 1973 года Брежнев искренне возмущался нерасторопностью египтян и сирийцев, которые не смогли развить первичный успех кампании, несмотря на превосходство в танках и авиации над Израилем. Исход лобового столкновения ЦАХАЛа – армии обороны Израиля – с передовыми арабскими силами в лице боевиков ХАМАС и иранских шиитов на территории Сирии может стать всего лишь прелюдией для более масштабного и жестокого столкновения сил, в котором будут задействованы напрямую регулярных арабских армий. Там уже у Израиля не будет преимущества в воздухе, особенно, если включится Турция, чего исключить нельзя.
Проблема еще в том, что экономический потенциал Израиля и Запада никому практически неизвестен. На протяжение всей своей истории американцы и Израиль ни разу не участвовали в затяжной войне с равным по силе соперником. Чего не скажешь об их вероятных противниках.
Еще один фактор в этом раскладе – прочность самой американской военной машины. События на Украине основательно потрепали этот потенциал, а главное – породили серьезные внутренние трещины как в Америке, так и в Европе. Лед тронулся, и заранее предсказать, что в этом смысле ожидает США в поворотном для них 2024-м году или какие споры начнут расшатывать единство Европы, совершенно невозможно. Остается только прислушаться к Священному Писанию, которое утверждает, что дом, разделившийся сам в себе, не устоит, а разделившееся царство опустеет. Не надо быть прозорливцем, чтобы увидеть существенное преимущество в плане внутреннего единства России и арабского мира перед Западом и Израилем.
Выход из этого тупика один: переломить в себе «каинское начало» хотя бы из страха, от инстинкта самосохранения сесть за стол переговоров. Но не с целью хитросплетенных манипуляций, а с целью вернуться к первоистокам конфликта и уврачевать самый корень грядущей катастрофы. Да, Израилю в этом случае придется наступить на горло собственной песне, вернуть палестинцам часть оккупированных и застроенных кибуцами территорий. Это невыносимо болезненно и грозит внутренними потрясениями. Но потрясение все же лучше, чем возможный тотальный крах и небытие, которое еще полсотни лет назад казалось невозможным, а сегодня вполне реально.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.