переправа



Один из четырнадцати



Опубликовано: 23-10-2012, 10:45
Поделится материалом

Вера


Один из четырнадцати

 

10 (23) октября — День памяти преподобного Амвросия Оптинского

 

Поиски своего предназначения

 

Будущий великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны. 12-летним Сашу (так его звали) отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба была успешно окончена, но Александр не стал поступать в Духовную академию, не стал он и священником… Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного училища.

 

В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».

 

Насельники обители были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь. Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.

 

Один из четырнадцати

Амвросий Оптинский.  Из книги Краткое сказание о жизни Оптинскаго старца иеросхимонаха о. Амвросия.- Москва. Типография М. Волчанинова, 1893.Автор Е.В. (? Ераст Кузьмич Вытропский)

 

 

Жизнь в Оптиной 

 

В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. (Мантия — это так называемая малая схима, а схимническое пострижение отцы-подвижники называли вторым крещением, когда с человека снимаются все грехи). Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.

 

Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в следующем году, будучи неспособным к выполнению послушаний, он был вынужден выйти за штат и стал числиться на иждивении обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму.

 

Но неисповедимы пути Господни — через два года, в 1848 году, неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».

 

Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца — особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы; помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа — он писал друзьям в это время о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.

 

Один из четырнадцати
Преподобный  Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)

 

Врачеватель интеллигенции 

 

«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду.

 

Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там. Гоголь, Лев и Алексей Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев... — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек, посланный Самим Богом. По словам Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и  всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».

 

Один из четырнадцати
Старец  Амвросий, благословляющий могилу первой Шамординской настоятельницы схимонахини Софии

 

Именно отцу Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду четырнадцати Оптинских старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение тридцати лет окормлял страждущие души.

 

Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы!», он лучше, чем кто-либо другой, понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.

 

Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается» — несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров: прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее, принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.

 

Один из четырнадцати
Шамордино

 

Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью — старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.

 

 

Любимое «детище»

 

В последние годы жизни старца в двенадцати верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи человек. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.

 

Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.

 

Ольга Глаголева

 

Один из четырнадцати

Икона над ракой святого старца Амвросия мироточит

 

Афоризмы старца Амвросия

 

 

«Мы должны жить так, как колесо вертится — чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».

 

• «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!»

 

• «Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания».

 

• «Правда груба, да Богу люба».

 

• «От ласки у людей бывают совсем иные глазки».

 

• «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».

 

• «Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет».

 

• «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

 

• «Лицемерие хуже неверия».

 

• «Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя».

 

• «Самолюбие наше — корень всему злу».

 

Источники изображений: www.optina.ru, Яндекс-Фотки

 

Метки к статье: Глаголева, Святые
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Один из четырнадцати"
Имя:*
E-Mail:*