переправа



Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства



Опубликовано: 13-07-2013, 08:48
Поделится материалом

Вера, Общество


Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства

Казармы наемных рабочих. Хут. Воздвиженск, фото 1903 г.

 

Большой интерес представляет хозяйственная деятельность Братства.

 

Обсуждая цели, преследуемые созданием Крестовоздвиженского Трудового Братства, Неплюев писал: «Главная цель Братства - осуществить христианство в несрав­ненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия» [2,65].  Отсюда видно, что цели Братства – не производственные, а религиозные. Неплюев отмечал «новость самой постановки дела труда в христианском Трудовом Братстве, где труд и экономические его результаты не могут служить конечной целью, не могут иметь самодовлеющего значения, а должны подчиняться конечным целям духовного блага и торжества братолюбия» [2,69]. Однако, трудовая деятельность как по отдаваемому ей времени, так и по затраченным усилиям является ведущей в жизни человека. А потому для задачи осуществления в этом жестоком мире христианской любви, братолюбия  далеко не безразлично, каким образом будет организован труд и какими будут социально-производственные отношения между членами Братства. Если они будут нехристианскими, то говорить об «осуществлении христианства в несравненно большей степени» не приходится. И наоборот, устроение трудовой сферы в соответствии с традициями и духом христианства явится прочной основой для возрастания братолюбия. Хорошо понимая это, Неплюев придавал первейшее значение организации трудовых отношений в Братстве.

 

Но каковы подлинно христианские основы трудовой деятельности? Оценивая реальную действительность, Неплюев писал: «Чем более я жил и знакомился с жизнью, тем более я убеждался, что подавляющее большинство людей не умеет ил не желает ни думать, ни чувствовать, ни жить по христиански. Чем более я любил и понимал вечную истину правды воли Божией, тем менее я был способен мириться с тем, что было с нею несогласно в окружающей жизни (...) С каждым днем умножались для меня доказательства того, что я имею дело не с учениками Христа Спасителя, а с людьми, систематически изменяющими Ему всем складом ума и симпатий своих, всем строем жизни и устоявшихся взаимных отношений»[1,3-4]. И прежде всего этот нехристианский «строй жизни»  выражается в индивидуалистическом способе производства, основанном на частной собственности. Исправить эту ситуацию, по мнению Неплюева. можно путем обращения к опыту первых христиан. Неплюев пишет: "Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви" [1,7]. Но хорошо известно, что в апостольской Иерусалимской общине была введена общность имуществ, о чем повествуют Деяния Апостольские (Деян.2,44-45; 4,32-36). Неплюев указывает, что подобные общины служат «не менее необходимыми и в настоящее время убежищами для кротких» [1,7], но с одним дополнением – такие общины должны быть не только коммунами, но и трудовыми братствами, в которых организован эффективная производственная деятельность. Неплюев считает, что такое трудовое братство – выход не только для бедного, но и для богатого христианина, для которого «Трудовое Братство ... единственная возможность для него помириться с своим богатством и не страдать ежечасно сознанием эгоистического благополучия среди моря скорби и грязи окружающей жизни» [1,14].  Таким образом, вокруг дела христианских трудовых братств могут сплотиться все слои русского общества.

 

По мысли Неплюева,  достижению основной цели – возрастанию духовной жизни - способствует то, что доходы всех членов Братства, независимо от их положения и профессии, распределяются строго поровну. При вступлении в Братство вся личная собственность отдавалась в общее распоряжение. Все имущество Братства считалось коллективным, и только в случае упразднения Братства все имущество распределяется между полноправными членами поровну. Братство полностью обеспечивало каждого своего члена бесплатными питанием, медицинским обслуживанием, жильем, образованием и призрением по старости. Личное же потребление (одежда и пр.) было ограничено планкой 100-150 руб. а год. Неплюев говорил, что наш идеал – это завет «опрятной, здоровой и изящной простоты». Однако за каждым братчиком оставлялась свобода покинуть Братство, а потому для того, чтобы начать жизнь вне братства, покидающий Братство получал с личного счета все заработанное им.

 

Для осуществления хозяйственного руководства Дума избирает Хозяйственный совет. В него могли входить как полноправные, так и приемные братья, и даже посторонние лица. В своей работе Хозяйственный совет строго сообразуется со сметой, утвержденной Думой.

 

Описанные организационно-правовые принципы в жизни Братства неуклонно соблюдались, хотя не раз были попытки их изменить. Попыткам ревизии особенно подвергался пункт о распределении доходов поровну. Предлагалось перевести Семьи «на самоокупаемость» с дифференциацией доходов (тогда в России учителя получали в десятки раз больше, чем прачки. Однако Неплюев жестко против этого восставал. Он считал, что в результате такой «перестройки» изменятся целевая направленность Братства, и оно станет работать ради обеспеченной жизни, а не ради Царства Небесного.

 

Хозяйственную историю Крестовоздвиженского Братства можно условно разделить на три периода: 1) с 1890 г. до 1901г. когда Н.Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения; 2) с 1901 по 1918 г. – дореволюционный период; и наконец 3) с 1918 по 1929 гг. – советский период.

 

Первый период жизни Братства  - период становления хозяйства и братских взаимоотношений. Численно Братство растет, хотя и не слишком быстро: 1890 г. – 9 чел., 1897 г. – 65 чел.,1900 – 150 чел (плюс около 150 воспитанников школ). В 1891 г. Неплюев передал в аренду Братству 255 дес. земли – Рождественский хутор, что положило начало Братскому хозяйству. Земледелие в Братстве развивалось на основе наиболее передовых технологий того времени – применялся десятипольный севооборот. Была организована животноводческая ферма. По мере роста Братства, арендуемые им земли увеличивались.

 

Было ли братское хозяйство эффективным? В 1903 г. Неплюев писал: "Сказать, что Трудовое Братство безусловно выгодно в материальном отношении невозможно. Оно безусловно не выгодно с точки зрения корысти. Оно безусловно выгодно для громадного большинства человечества, сравнительно с опасностями, необеспеченностью и бедствиями этого побежденного в жизненной борьбе большинства. Оно безусловно не выгодно для меньшинства победителей в борьбе за существование и богатых по наследству, баловней судьбы" [6,185]. Здесь Неплюев говорит не о экономической прибыли (видимо, ее в первый период существования Братства не было), а о социальной эффективности Братства. Безусловно, такая постановка проблемы обнаруживает в Неплюеве глубокого мыслителя, прекрасно понимающего подлинный социальный смысл хозяйственной деятельности.

 

29 декабря 1901 г. Неплюев оформил на имя Братства дарственную, согласно которой Братству передано 16.435 десятин земли и 1906 кв. сажен земли с лесом, постройками и заводами (2 винокуренных, сахарный и литейный). 5313 дес. немедленно перешло в Трудовому Братству, которое должно было содержать на 23.320 р. школы, церковь и больницу. Общая стоимость переданного имущества 1.750.000 руб. Часть состояния осталась у семьи Неплюевых.[7,17]. Таким образом, Братство приобрело значительный капитал, что позволило ему развивать хозяйство и получать от него прибыль, причем по нарастающей. Так Доходы: за 1901-1902 гг. доход составил 82 тыс. руб.; за 1903-1904 гг. - 98 тыс. руб.; за 1906-1907 гг. - 113 тыс. руб. Численность Братства по-прежнему росла: в 1905 г. – 195 чел., в 1907 г. 291 чел., а если учесть еще учащихся с/х школ, то около 500 чел. После смерти Неплюева хозяйственная деятельность Братства продолжала развиваться. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 г. братское имение было удостоено большой золотой медали. В 1912-1913 гг. активы Трудового Братства превышали 2 млн. рублей [3,17]. в 1912 г. Братство приобрело 20000 десятин леса в Пермской губернии, открыло свой филиал и наладило переработку леса. В 1914 г. работали обе с/х школы Братства, причем их уровень намного превосходил другие школы Черниговской губ.[4,157]. Во время первой мировой войны Братство посылало на фронт вещевые посылки.

 

После революции Братство пыталось приспособиться к новым условиям. Оно переименовало себя в коммуну, а затем – в артель. Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 г. поражен увиденным: десятипольный севооборот, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс, по прежнему работают две земледельческие и одна подготовительная школы. Автор пишет: «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России» [5]. Но из той же статьи видно, что члены коммуны ведут глухую, но отчаянную борьбу с властями: их мучают «бесконечные комиссии», «Как угорелые, члены совета мечутся по всяким приемным волостных, уездных губернских коллегий и подколлегий, обивают пороги всяких «нач» и «зам»-ов, изводят горы бумаг на всякие ответы и жалобы по поводу явно издевательских, головотяпских решений какого-нибудь земоргановского несмышленыша»[5].

 

В 1929 г., незадолго до ликвидации, Воздвиженская артель (переименованного в «с/х артель им. Октябрьской революции») состояла из 530 членов и имела 1748 га обобществленной земли. Только перечисление отраслей хозяйства артели впечатляет. Имелось полеводство на 1000 га с использованием новейших с/х машин, в том числе – 7 тракторов, луговодство на 160 га, животноводство (стадо крупного рогатого скота на 130 голов, 100 лошадей, 40 свиноматок), садоводство с питомниками на 87 га, лесное хозяйство на 329 га с питомниками и восстановлением выработок, пчеловодство на 50 ульев, лесопильный завод, кирпичный завод с производительностью в 25 тыс. штук в день, мельница, торфоразработки, виноделие фруктовое и ягодное, переработка продуктов животноводства, мастерские -  кузнечно-слесарная, плотницкая, столярная, сапожная, электростанция (освещение и 12 электромоторов). Кроме того, Братство содержало гостиницу, общественные столовые, детский сад, ясли, клуб.

 

Можно только сокрушаться, что этот уникальный хозяйственный и культурный феномен стал историей.

 

Почти полвека существовало Крестовоздвиженское Братство. Срок огромный, если учесть в основном неблагоприятные условия его жизни. В чем же успех этой, по слову Бердяева, «осуществленной утопии»? Думается, что в совмещении казалось бы несовместимого – христианства и социализма. Парадокс в том, что подлинной устойчивостью обладает только религиозный социализм. Чисто атеистический социализм нежизнеспособен, поскольку не дает должных стимулов к труду. Работать на всех, а не на себя одного с рациональной точки зрения невыгодно. Отметим, что советский социализм как раз не был рациональным – он держался на особой «религии» - веры в светлое будущее, коммунизм. Однако, такая «религия» - лишь суррогат, она через короткое по историческим меркам рассыпается, а вслед за ней рушится и порожденный ей общественный строй.  Но трудовая мотивация верующих христиан совершенно другая – они трудятся ради Бога, ради Царства Небесного, образ которого, пусть несовершенный, они невольно хотят построить на земле. Этот образ включает в себя братские отношения, которые на хозяйственном уровне оформляются в коллективную собственность. Которая, в свою очередь, поддерживает и укрепляет христианскую любовь между людьми. Поэтому внутренняя непротиворечивость и крепость постройки Неплюева представляется несомненной.

 

Однако, общины, подобные Крестовоздвиженскому Братству, вызывают недовольство и прямо-таки ненависть окружающего мира, который живет иначе, в плену безблагодатных трудовых отношений. Такая община становится немым укором миру, а потому мир старается ее разрушить. Это и происходило в реальной жизни Братства. И то, что Братство столь долгое время сопротивлялось, следует отнести к особому, уникальному стечению обстоятельств.  Н.Н. Неплюев был человеком исключительной веры, громадной силы воли и огромнейшего ума. Он сумел не только создать в Братстве особый благодатный духовный климат, но и, благодаря своему значительному состоянию, обеспечить экономическую самостоятельность Братства. Кроме того, Неплюеву удалось закрепить юридический статус Братства, так что до революции уничтожить его командными методами не удавалось. И лишь нож коллективизации срезал этот уникальный росток христианского социализма.

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, Неплюев
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства"
Имя:*
E-Mail:*